24 ноября 2018 года избирательная комиссия Приморского края отказала Андрею Ищенко в регистрации кандидатом на должность губернатора

Напомним, что выдвинутый КПРФ Андрей Ищенко уже участвовал в выборах губернатора Приморского края 9 сентября 2018 года и прошёл во второй тур, результаты которого по рекомендации ЦИК, после скандалов и фальсификаций, отменили, а позже, Законодательное собрание региона назначило новые выборы.

КПРФ отказалось снова выдвигать Андрея Ищенко кандидатом от партии, мотивировав это тем, что они не признают отмену результатов выборов в сентябре, и поэтому не будут участвовать в новых выборах.

Ищенко принял решение идти на выборы самовыдвижением, что подразумевало не только сбор подписей муниципальных депутатов, но и подписей избирателей. Избирательная комиссия отказала ему в регистрации, так как недействительными оказались 13 из 147 подписей муниципальных депутатов, а также часть подписей избирателей.

В окончательный список зарегистрированных кандидатов попали Олег Кожемяко, 26 сентября назначенный временно исполняющим обязанности губернатора Приморского края президентом России Владимиром Путиным, и кандидаты от партий ЛДПР, «Патриоты России» и «Партия Роста».

Вместе с тем, стоит взять во внимание, что избиратели Приморского края проголосовали на первых выборах скорее не конкретно за Ищенко, а против действующей в регионе власти и последних федеральных инициатив, таких как пенсионная реформа.

Олег Кожемяко теперь является единственным фаворитом этой избирательной кампании, так как остальные кандидаты фактически технические, а за назначенных президентом врио всегда голосует большинство избирателей. Несмотря на это, сейчас сложно сказать, какой процент голосов он получит, ведь протестные настроения никуда не делись, а в памяти избирателей сентябрьские победы кандидатов от ЛДПР и КПРФ над действующими губернаторами во Владимирской области, Хабаровском крае и республике Хакасия.

Главный же политический итог этой осени заключается в том, что муниципальный фильтр в том виде, в котором он сейчас существует, не выполняет тех функций, которые должен.

Муниципальный фильтр появился в законодательстве в 2012 году, когда был принят закон о возвращении прямых выборов губернаторов. Необходимость появления такого фильтра объяснялась законодателями тем, что нужен барьер, который не позволит зарегистрироваться кандидатами криминальным элементам и подобным им.

Но появление муниципального фильтра в законопроекте совпало с масштабными болотными протестами и, видимо, власти скорее думали не о криминальных элементах, а о том, что несистемная оппозиция сумеет объединиться и начнёт выдвигать своих единых кандидатов в разных регионах России. Муниципальный фильтр в одночасье решил эту проблему, так как достаточного количества муниципальных депутатов для его прохождения тогда не было ни у одной политической силы, кроме Единой России и, в нескольких регионах, КПРФ.

За прошедшие шесть лет ситуация практически не изменилась и муниципальный фильтр в большинстве субъектов Российской Федерации не могут пройти не только кандидаты от несистемных сил, которые к тому же так и не смогли объединиться, но и кандидаты от системных оппозиционных политических партий. Фактически, муниципальный фильтр стал инструментом для отсеивания кандидатов по политическим мотивам.

Выборы глав 22 субъектов Российской Федерации в сентябре 2018 года показали, что назначенные президентом врио губернаторов проходят избирательную кампанию и одерживают победу достаточно легко, а выборы в тех регионах, где участвовали действующие губернаторы, проходят не так гладко и муниципальный фильтр не помогает избежать проблем. Например, во Владимирской области, где не дали пройти муниципальный фильтр Максиму Шевченко, выдвинутому кандидатом от КПРФ, а действующий губернатор Светлана Орлова всё равно проиграла выборы, потому что ничего не смогла сделать с существующим протестным настроением избирателей.

В Кремле, по итогам прошедшей избирательной кампании, выводы сделали достаточно быстро и этой осенью несколько засидевшихся губернаторов уже были отправлены в отставку, а вскоре временно исполняющие обязанности могут появиться и в других регионах.

Итак, на данный момент сложилась следующая ситуация:

- В регионах России, где президентом назначены временно исполняющие обязанности главы, выборы не приносят никаких сюрпризов и за кандидатов, получивших мандат доверия от президента, голосуют более половины избирателей, ну а качество конкурентов на это не влияет;

- В регионах, где в выборах участвуют действующие губернаторы, итоги выборов однозначно спрогнозировать сложно, а искусственное отсеивание конкурентов не является гарантией победы, так как это не решает проблему с протестным настроением избирателей, если оно есть;

- В абсолютном большинстве регионов количество оппозиционных муниципальных депутатов в ближайшие годы останется примерно таким же, как и сейчас, а значит никто другой, кроме кандидатов от власти, не сможет самостоятельно пройти муниципальный фильтр.

Получается так, что в одних регионах муниципальный фильтр не имеет никакого смысла, так как результат очевиден и предсказуем, а в других его наличие провоцирует скандалы, но не всегда влияет на результат так, как планировали.

На повторные выборы губернатора Приморья Андрей Ищенко выдвинулся без поддержки КПРФ и, вполне вероятно, даже не ставил себе целью стать зарегистрированным кандидатом, так как понимал, что в таких условиях пройти муниципальный фильтр он не сможет. Скорее он просто использовал эту ситуацию для укрепления своих политических позиций в регионе, где он является действующим депутатом Законодательного собрания Приморского края. Отказ в регистрации позволил ему сохранить лицо и получить повод для дальнейшей критики региональной и федеральной власти.

Похожая ситуация была в 2018 году и в Москве на выборах мэра, где представители несистемной оппозиции Илья Яшин, Дмитрий Гудков и другие, заранее понимая, что муниципальный фильтр они не пройдут, так как в районах недостаточно независимых муниципальных депутатов, подали документы о выдвижении кандидатами в мэры. Конечно, им было отказано в регистрации, но они получили дополнительные политические очки и ещё одну возможность для критики власти в целом и, конкретно, мэрии Москвы, как минимум, до выборов в Московскую городскую думу в 2019 году.

Очевидно, что назрела реформа законодательства, регулирующего выборы глав субъектов Российской Федерации, которая будет способствовать повышению конкуренции на выборах, но при этом не окажет дестабилизирующее воздействие на политическую систему в стране, а наоборот оздоровит её. Муниципальный фильтр надо убрать из нормативно-правовых актов или существенно изменить механизмы его применения, чтобы он использовался исключительно в тех целях, для которых был создан, а пока власть и оппозиция используют его только в своих политических интересах.

 

Центр социально-политических исследований и программ